История воинского звания "Мичман" 1 часть.

Звание «Мичман» произошло от английского Midshipman – кандидата на первый офицерский Чин, и берет начало с Королевского военно-морского флота Великобритании XVII-XVIII веков.

Несмотря на трудности и опасности, служба в Королевском военно-морском флоте считалась достаточно престижной. Причин у этого было несколько. Среди них – неплохое, даже у матросов, жалование, социальное обеспечение, недоступная большинству тогдашних обывателей возможность побывать в дальних странах. Кроме того, Royal Navy для усердного и способного моряка мог сыграть роль социального лифта, позволяя в определенных границах перемещаться по карьерной лестнице. Начиная с 1677 года, правила королевского флота для повышения до лейтенанта требовали службы в качестве мичмана, а повышение до мичмана требовало нахождения некоторого времени в море. К наполеоновской эпохе эти правила требовали, по меньшей мере, трех лет службы в качестве мичмана или помощника капитана, и шести лет постоянной службы на корабле, морского ценза.

Карьера военного моряка в английском флоте, начиналась очень рано. Чаще всего на службу попадали еще мальчиками, в 10–12 лет. Иерархия британского флота делила моряков на «джентльменов» (выходцев из знатных семей) и «не джентльменов» (выходцев из рабочих семей или разночинцев), и права и обязанности у них были совершенно разные. Мальчишки - «не джентльмены», пришедшие на корабли, изначально получали должности юнг, или мальчиков (boy). Юнга на борту был самым низшим звеном. Он был слугой, помогал коку в столовой, занимался мытьем посуды, штопаньем мундиров и т.д. В бою юнги исполняли роль «пороховых обезьян» (powder monkey), то есть рассыпали по мешочкам порох для орудий под надзором вышестоящих моряков и подносили картузы с порохом к орудиям. Юнги - «джентльмены» (young gentlemen) были учениками, проходящими производственную практику на корабле, чтобы, набравшись опыта, стать мичманами (midshipmen). Они, естественно, не использовались как слуги, в плавании чаще всего находились на верхней палубе вместе с мичманами, учились работе с астролябией и хронометром. Юный джентльмен, пройдя необходимый курс корабельной практики, через некоторое время становился мичманом. Мичман еще не был офицерским чином, и занимал промежуточное положение между званиями офицеров и warrant officer, по статусу ниже младшего офицера и выше warrant officer.

Примерно 50% будущих офицеров, мичманов, были отпрысками знатных и заслуженных морских династий. Естественно, такое положение, и семейные связи, служили хорошим подспорьем для будущего офицера в его продвижении по службе. 27% мичманов были выходцами из дворянских фамилий. Остальные имели происхождение более низкое, о шансов дорасти до лейтенантского чина, у них были не очень велики. Кандидаты в мичманы, или мичманы из знатных семейств широко использовали свои связи, и искусственно повышали свой морской ценз. Эта незаконная практика, позволяла им быстро дорасти до мичмана, а то и обеспечивало производство в лейтенанты, раньше положенного срока.

Форма одежды мичманов, с 1748 года, была почти аналогичной офицерской, со знаками различия мичманов. Мундир подчеркивал, что мичманы, являются джентльменами, и будущими полноценными командирами Королевского флота.

Парадные и повседневные мундиры Мичманов Royal Navy XVIII века

Кадры из сериала «Хорнблоуэр»

Мичман Английского Королевского военно-морского флота начала XIX века

Капитан корабля учит юного Мичмана 

Мичманы, равноценно с другими членами экипажа корабля, исполняли корабельные работы, но вместе с тем, их основной обязанностью была учеба, изучать навигацию и морское дело. Они должны были уметь ставить паруса, обязаны были нести вахту, руководить личным составом корабля, командовать батарейными расчетами, и небольшими судами, шлюпками. Некоторые успешные мичмана становились штурманскими помощниками. Все усиленно учились и готовились к экзамену на офицерский чин, и с разрешения капитана исполняли, обязанности вахтенного офицера. Старший помощник капитана, проводил уроки с мичманами по математике, навигации и управлением кораблем. На более больших судах, с мичманами занимался специальный учитель, с правами мичмана, но сам при этом, был гражданским человеком.

Прежде чем стать офицером Королевского флота, мичман должен был сдать специальный экзамен. Будущему лейтенанту Королевского флота, должно быть при этом не менее 19 лет. Что быть допущенным к экзамену, кандидат в офицеры предоставлял комиссии доказательства своей службы, которые включали бы аттестации его командиров (естественно положительные). Однако большинство мичманов стремилось сдать экзамен на лейтенанта в 17 или 18 лет (а типичный возраст мичмана в то время был между 15 и 22 годами). Экзамен принимал совет из трех капитанов флота.

Вопросы на экзамене не были формальными (или стандартными), и характер задаваемых вопросов, зависел от личности принимающих экзамен капитанов. От будущего лейтенанта ожидалось что он может отлично управлять кораблем, знать навигацию, наблюдать за заездами, дабы определить курс и местоположения корабля, и вообще, квалифицирован, как офицер, и как моряк.

Неудача на экзамене, означала, еще 6 месяцев морской службы, прежде чем можно было повторить попытку сдать зачеты на офицерский чин, но случались, были и пожилые мичмана, так и не выдержавшие его до самого увольнения.  Успешно прошедшие испытание, находившиеся в ожидании повышения, часто назначались помощниками капитана, и несли вахту в качестве заместителей лейтенантов. Мичман, ставший помощником капитана, при этом получал прибавку к жалованью.

Военно-морских училищ у англичан не существовало до 1733 года. Именно тогда в Портсмуте была основана Королевская военно-морская академия (Royal Naval Academy). Однако в Англии существовала традиция превосходства практического опыта над теоретическими знаниями. До 1806 года Королевская военно-морская академия особой популярностью не пользовалась – большинство джентри и джентльменов предпочитали отдавать своих сыновей сразу на корабли.

Мичманы, были основным резервом пополнения офицерского корпуса. С ранних стадий службы им давалась номинальная власть над старшими и гораздо более опытными моряками, «для приобретения командных навыков».

Начиная с 19 века, будущие офицеры флота все больше стали учится в военно-морских учебных заведениях. Кандидаты в офицеры теперь проходили учебу в стенах альма-матер на протяжении 4 лет, и два стажировались на кораблях в морях, после чего производились в офицерский чин. Далее, практические плавания сократили до 1 года.

Звания или чины, эквивалентные званию «Мичман» существовали и существуют во многих флотах мира. В основном, мичманами являются курсанты или кадеты военно-морских училищ.

В России, а точнее в Российской империи, первые мичмана появились в 1716 году, изначально как унтер-офицеры (по современному – сержанты), но уже в 1732 году, чин «Мичман», стал первым обер-офицерским чином Российского Императорского флота, таковым он и оставался до 1917 года. Исключая короткий период с 1751 по 1758 года, когда служебное положение мичмана опять понижали до унтер-офицера.

На рисунке слева направо: Мичман корабельного флота в мундире в строю 1735 г.; Мичман морской артиллерии в мундире в строю 1735 г.; Мичман унтер-офицерского ранга в парадном мундире 1748 г.; Мичман унтер-офицерского ранга в мундире в строю 1748 г.; Мичман унтер-офицерского ранга в повседневном мундире без галунов 1748 г.

На рисунке слева направо: Мичман на кораблях в парадном мундире 1764 г.; Обер-офицер, Мичман 1-й дивизии, 1-й эскадры 1796 г..

На рисунке слева направо: Обер-офицер, Мичман гребного флота в мундире в строю 1801-1803 гг.; Обер-офицер, Мичман морской артиллерии в мундире в строю 1801-1803 гг.; Обер-офицер флота, Мичман, в мундире в строю 1804-1807 гг.; Мичман флота в мундире в строю 1807-1810 гг.; Обер-офицер, Мичман Гвардейского экипажа в сюртуке 1810-1811 гг.;

На рисунке слева направо: Обер-офицер, Мичман флотского экипажа в виц-мундире 1816-1825 гг.; Мичман1-го флотского экипажа в виц-мундире 1811-1830 гг.; Мичман 1-го Финского флотского экипажа в мундире 1830-1831 гг.; Мичман 1-го флотского экипажа в сюртуке 1829-1830 гг.; Мичман 1-го флотского экипажа в шинели 1802-1826 гг.

На рисунке слева направо: Мичман 1-го флотского экипажа в сюртуке 1845 г.; Мичман Гвардейского экипажа в виц-мундире 1844 г.;  Мичман Гвардейского экипажа в сюртуке 1844 г.; Мичман 1 Финского флотского экипажа в мундире береговой походной формы 1871-1881 гг.; Мичман в полукафтане без шитья (сюртуке) 1857-1860 гг.; Мичман в полукафтане (мундире) 1855-1857 гг.;

На рисунке слева направо: Мичман  флотского экипажа в летнем полотняннике 1858 г.; Мичман флотского экипажа в сюртуке вне строя 1870 г.; Мичман флотского экипажа в летнем полотняннике вне строя 1871 г.; Мичман  в плаще вне строя 1857-1872 гг. Мичман в береговой походной форме в пальто 1884 г.;

На рисунке слева направо: Мичман Флотского экипажа в карауле на судах 1884 г.; Мичман Флотского экипажа в карауле в карауле во дворце Его Величества 1884 г.; Мичман в летнем полотнянике 1884 г.; Мичман Флотского экипажа в укороченном пальто 1884 г., Мичман в белом кителе 1884 г.; Мичман  в белом кителе взамен береговой походной формы 1884 г.; Мичман в пальто 1884 г.;

На рисунке слева направо: Мичман в парадной форме 1904 г., Мичман Гвардейского экипажа в береговой походной форме 1904 г.; Мичман в десантной форме 1904 г.; Мичман в парадной форме при белом кителе 1904 г.; Мичман в служебной форме при сюртуке 1904 г; Мичман в строевой парадной зимней форме № 5 – 1911 г.; Мичман в парадной зимней форме № 1 – 1911 г.;

На рисунке слева направо: Инженер-механик Мичман строевой обыкновенной летней форме № 11; Мичман в повседневной зимней форме вне строя № 21 – 1911 г.; Мичман повседневной зимней форме вне строя № 21 в шинели; Мичман в повседневной летней форме вне строя № 22 в плащ-накидке; Мичман в повседневной летней форме вне строя № 22; Мичман 1917 год.

$IMAGE28$

Мичманы Российского императорского флота начало 20 века (Фото из Сети)

Мичманы флота Временного правительства России 1917 год (Фото из Сети)

Как правило, мичманами в русском флоте становились Гардемарины, выпускники Гардемаринской роты. Подготовка офицера русского флота в начале и в середине 18 века, стартовала со Школы математических и навигацких наук (Навигацкой школы), а в последующем, Академии Морской Гвардии (Морской академии), и Гардемаринской роты, откуда и выходили на флот, молодые офицеры-мичманы.

На рисунке слева направо: Гардемарин 1724 г.; Гардемарин 1728-1731 гг.; Гардемаринской роты унтер-офицер (сержант, капрал) 1728-1731 гг.; Гардемарин 1736 г.; Гардемарин 1748 г..

Гардемарин 1731 год.

В дальнейшем, с момента образования, на базе Морской Академии, в 1752 году, Морского кадетского шляхетного корпуса, будущие офицеры флота, обучались именно в его стенах. Сама Морская Академия и Гардемаринская рота, были упразднены. В 1762 году, Морской кадетский шляхетный корпус был переименован в Морской кадетский корпус. Младшие учащиеся Корпуса именовались Кадетами, а «старшекурсники» - Гардемаринами.

Гардемарин Морского кадетского шляхетного корпуса 1754 год.

С 1867 года кадеты после обучения проходили практику на кораблях Учебного отряда, по завершению практики им присваивалось звание Гардемарина флота, и только после успешного двухгодичного плавания они производились в Мичманы. Чин Гардемарина флота в Табеле о рангах равнялся XIII классу и соответствовал армейскому Подпоручику. 

Форма одежды Гардемарин флота

Гардемарины флота (Рисунок из Сети)

Гардемарин флота (фото из Сети)

Гардемарин флота Николай Римский-Корсаков

В 1882 году вновь создается Гардемаринская рота, выпускники которой производились в офицеры флота без прохождения двухгодичного плавания.

Однако, с 1906 года, возобновили практику производства гардемарин в офицеры, только после прохождения стажировки на судах флота, и  успешно закончившее обучение в Корпусе Гардемарины, становились не Мичманами, а Корабельными гардемаринами. Что бы стать полноценными офицерами, им предстояло пройти годичную практику на действующем флоте, и только после положительной аттестации от своих командиров, молодой человек производился в мичманы. Корабельный гардемарин, в отличие от Гардемарина флота, был не Чином, а Званием, и принадлежал к нижним чинам флота. 

Корабельные гардемарины 

Корабельные гардемарины (Фото из Сети)

Неспособные к службе на кораблях, становились поручиками по Адмиралтейству. С 1913 года, в чин «Мичман», а точнее «Инженер-Механик Мичман» начали производить и выпускников Морского Инженерного училища (МИУ), ведущего подготовку инженеров флота (до этого птенцы этого училища носили армейские чины).

Знаками различия мичманов служили погоны золотистого цвета, с одним черным просветам и кантами, и   эполеты с одной звездой серебристого цвета, с 1909 года мичманы на погонах стали носить две звезды.

С началом Первой Мировой войны, или Великой войны 1914 года, с ростом потребности офицеров на действующий флот, подготовку Мичманов упростилась. Помимо МКК и МИУ, офицеров на флот готовили Отдельные Гардемаринские классы, Школа мичманов военного времени или Курсы Гардемарин флота. В 1917 году, на флоте были отменены погоны, и введены нарукавные нашивки по образцу английского флота. Мичману, таким образом, были присвоены  нарукавные нашивки, состоящие из одного  широкого золотистого галуна в 3/4 с завитком и одного узкого золотистого галуна без завитка.

В ходе революционных событий в России, чины и звания на флоте, были упразднены. Упразднён был и чин мичмана. Об этом звании, вспомнили в СССР только перед Великой отечественной войной, в 1940 году, а точнее его ввели постановлением СНК СССР от 30 ноября 1940 года как высшее звание для старшин ВМФ и морских частей пограничных и внутренних войск. Как видим, мичман опять стал старшинским званием, как некогда, Петр Великий, предназначал мичманов, как унтер-офицеров.

На советских мичманов возлагались обязанности, которые до революции в Российском императорском флоте, исполняли Кондукторы флота.

Кондукторы флота 1894 год.

Кондукторы флота 1913 год.

Кондукторы флота (Фото из Сети)

К кондукторам флота причислялись: старшие боцманы, старшие береговые боцманы, артиллерийские, минные, рулевые, сигнальные, сигнально-дальномерные, авиационные, машинные, минно-машинные, трюмные, кочегарные, телеграфные, гальванерные и санитарные кондукторы, кондукторы-электрики, шкиперы, старшие баталеры, старшие минно-артиллерийские содержатели и старшие машинные содержатели. Кондукторы являлись ближайшими помощниками офицеров-специалистов, как и советские мичманы. Старшие боцманы считались «правой рукой» старшего офицера корабля и были главными среди остальных кондукторов корабля. В их обязанности входило наблюдение за порядком и наружной чистотой корабля, в их подчинении находилась вся корабельная команда. На кораблях у кондукторов имелась своя кают-компания. В Кондукторы флота производили способных заслуженных унтер-офицеров при положительной аттестации и сдачи специального экзамена. 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: pvpolkovnikov (03.12.2021)
Просмотров: 442 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar